Тайна лика Христа на Кавказе
Однако в подошве скальной террасы, непосредственно под ликом была найдена гробница,
сложенная из массивных камней и эта гробница устроена по христианскому обряду.
Существует стереотип, что в этих местах всегда доминирующей религией являлся Ислам,
тогда не понятно, откуда на горе взялся лик Христа. Однако ещё до прихода мусульман,
древняя Алания была одним из центров христианства, а средний храм, один из трёх
зеленчукских, является одним из древнейших в нашей стране.
Владимир Кузнецов рассказывает: «Город был большой. Он стоял на трассе Великого
шёлкового пути, который шёл из Константинополя в Китай. И византийцы были
заинтересованы чтобы местные жители аланы были их союзниками, помогали им. Они
прислали своих миссионеров». Доказано что в Аланию христианство пришло даже раньше
чем в Киевскую Русь. Возможно что горная терраса с иконой Христа могла быть
своеобразной скальной часовней, где собирались на свои молитвы члены
раннехристианской общины Мааса, до того времени, пока христианство в Алании не
стало государственной религией. И всё таки, до этого тайного места сбора путь чересчур
трудный. Каково древним христианам каждый раз было карабкаться на скалу без всяких
лестниц и современных приспособлений? Не самый удачный выбор места.
В Нижне – Архызском филиале зеленчукского краеведческого музея нам рассказали
другую версию: «Образ Христа был создан для защиты города от эпидемии чумы,
разразившейся в этих местах в четырнадцатом веке. Считалось, что такая мера,
непременно отведёт от города чёрную смерть. Вот мол местные жители и создали на скале
лик Христа. Почему именно там? Вероятно они выбрали это место с которого хорошо бы
просматривался весь город». Но изучив старинные карты и обсудив эту версию с
экспертами, мы выяснили. Терраса, где находится лик Христа расположена далеко не
самым лучшим образом для полного обзора, так что и эта версия отнюдь не безупречна. И
вот что ещё интересно. Скала на которой нанесён архызский лик обращена почти строго
на Восток. Если мысленно проследить за взглядом Христа, окажется что он смотрит, на
расположенный в Нижнем Архызе знаменитые зеленчукские храмы.
Это уникальные памятники раннего христианства, предполагается что они древнее даже
Софийского собора. Значит всё таки скала, где написан лик Христа выбрана не случайно?
Мы обратились за информацией к экспертам и выяснилось, что именно здесь, в районе
Нижнего Архыза в 916 году проходило массовое крещение алан. Возможно как раз к
этому событию и было приурочено создание архызского лика.
Андрей Пинкин рассказывает: «Дело в том, что архызский образ, он очень похож по
канону на образ Христа Пантократора из синайского монастыря в Египте. Это считается
самая древняя икона шестого века, икона Христа». Удивительное сходство архызского и
синайского Христа отметил когда то и главный научный сотрудник Эрмитажа Борис
Сапунов, проводивший сравнение синайской иконы с изображением на знаменитой
Туринской плащанице и обнаруживший сорок пять совпадений.
А вот и ещё одно совпадение. Синайская икона находится у подножия синайской горы в
Храме Преображения Господня. И самый главный из зеленчукских храмов, северный,
тоже освящён в честь Преображения, по моему очень даже символично. По мнению
наших экспертов архызский лик выполнен в традициях иконописи раннего средневековья,
даже скорее поздней античности.
Валентин Сапунов рассказывает: «Исследования которые проводили специалисты
Северного Кавказа, более менее однозначно позволили датировать его и сопоставить с
технологией, которая использовалась на окраинах Римской империи, как раз в последний
год её существования, в годы формирования Византии». Андрей Пинкин добавляет по
этому поводу: «Он описан в канонах Фаюмской школы с ярковыраженной ассиметрией
лица. Т.е. один глаз Христа прищурен, как бы грозно нахмурен, а второй более
благодушен, добр».
Согласно результатам исследований, лик был написан яичной темперой. Эта техника была
распространена в Византии. Иконописцы в качестве связующего компонента
использовали эмульсию из воды и яичного желтка. Прекрасный пример древних
наскальных фресок, выполненных темперой, пещеры в храмовых комплексах Аджанты в
Индии в штате Махараштра. А ещё изображения написанные темперой отличаются
удивительной прозрачностью, поэтому лик Христа на скале почти не заметен ярким
солнечным днём. По видимому такова была задумка художника. Но вот ещё один
мучающий исследователей вопрос. Почему у Христа на архызской иконе нет нимба?
Может быть художнику просто не хватило место на его холсте т.е. на скале?
Владимир Кузнецов рассказывает: «Нимба не видно, а он был. Там кое какие мелкие
остаточки остались, осыпался. Как вокруг Христа не может не быть нимба? Вокруг самого
лика Спасителя. Как так может быть, чтобы нимба не было? Конечно был». С другой
стороны возможно неведомый автор изначально не планировал такой детали. Однако
подобную вольность, иконописец мог позволить себе лишь в тот период времени, когда
ещё окончательно не сложился иконописный канон, а это произошло на церковных
соборах 787 и 843 годов. После того как сложились строгие правила иконописи, любое
отступление от них не приветствовалось. Вообще размер скалы как нам показалось, всё
таки позволял написать нимб вокруг лика. Не исключено что нимб просто не сохранился,
времени то прошло очень много, возможно даже больше чем мы думали. Если
изображение даже появилось не в десятом, а в восьмом или в девятом веке, т.е.
архызскому лику примерно двенадцать столетий. Цветовая гамма и стиль архызского лика
очень напоминает известные византийские работы мастеров того же периода. Кроме того,
результаты раскопок говорят о том, что местные жители как раз тогда активно торговали с
Византией.
Валентин Сапунов рассказывает: «Византия была тогда одной из первых империй,
которая приняло христианство как основную, доминирующую государственную религию.
Именно там сформировались наиболее высокопродвинутые школы светской живописи и
иконописи. В значительной степени эта традиция перешла потом на Русь». Владимир
Кузнецов добавляет: «Лик написан так здорово, так профессионально и в стиле и в духе
именно того времени 10-12 веков именно византийской иконописи. Всё говорит о том, что
это подлинный древний лик». О профессионализме иконописца говорит даже то, что он
выбрал идеальное место для своего творения. Верхняя терраса защищает лик от дождя и
снега, а на нижней террасе удобно стоять и любоваться им. Грот сухой и хорошо
прогревается солнцем. Сухой воздух, отсутствие влаги, продуваемость места дали
возможность сохраниться изображению многие годы и практически в первозданном виде.
Создателем лика вполне мог быть один из живописцев, расписывающих храмы Нижне –
Архызского городища и тогда в гробнице у подножия горы вполне может покоиться прах
художника. Однако вопросы о возрасте потаённой иконы отнюдь не закрыты. Профессор
Категория: Мои статьи | Добавил: alex (26.07.2018)
Просмотров: 671 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar