Тайна лика Христа на Кавказе
Борис Сапунов например, считал что яичная темпера просто не выдержала бы так долго
на открытом воздухе. Значит архызский лик не настолько древний? Правда не исключено
что первоначально лик мог находиться в закрытом пространстве, например в келье, стена
которой позднее разрушилась. Если обрушение произошло не так давно, тогда краски
могли сохраниться и с десятого века
Евгений Субтельный рассказывает: «Скорее всего в этом месте был храм, это может быть
была небольшая часовня, где совершались богослужения. Может быть действительно эта
скала являлась стеной этой часовни как это часто бывает в горах». С другой стороны, если
архызскому лику больше тысячи лет, как тогда объяснить последние результаты
исследования химического состава красок, которыми был создан образ? Ведь в них
обнаружились цинковые белила. Они появились в 18 веке, однако в живописи их активно
стали использовать лишь в 80-е годы 19 столетия. Значит наскальный лик Христа в
Нижнем Архызе всё таки был создан не так уж и давно.
Вот что любопытно. Как раз в 1889 году, здесь, на территории Нижне – Архызского
городища был создан мужской Александро – Афонский зеленчукский монастырь. Он
просуществовал меньше полувека, а потом постройки использовались как колония,
детдом и пионерлагерь. Может архызские монахи и создали наскальную икону? Может
быть вот она, главная версия, мимо которой мы чуть не прошли? И предположение о
древнем художнике времён Византии в древней Алании стоит признать не состоятельной?
Но учёные эту версию не подтверждают, они опираются на результаты исследований.
Валентин Сапунов рассказывает: «Датировка всё таки проведена достаточно точно,
потому что сейчас есть большой комплекс методов научных, которые позволяют ну в
пределах нескольких тысяч лет датировать объект с высокой точностью». Т.е. белила на
архызской иконе могли появиться совсем недавно, благодаря туристам, решившим слегка
подновить изображение. В испанской Сарагосе несколько лет назад случилось нечто
подобное. Одна из прихожанок своими силами отреставрировала в одной из местных
церквей уникальную фреску 19-го века. Хотела как лучше, а в итоге испанский шедевр
Элиаса Мартироса превратился в карикатуру. Чудо что архызский лик находящийся в
общей досягаемости не постигла подобная участь.
Итак, судя по всему, уникальная наскальная икона в Нижнем Архызе всё таки
произведение древнего мастера. По счастливой случайности не сгинувшая в веках. Для
верующих это безусловно чудо. Учёные же имеют свои объяснения. То ли это секрет
древней краски, то ли ранее здесь было некое сооружение, защищавшее фреску от
внешнего воздействия. Вообще то так называемые пещерные храмы, монастыри, явление
достаточно распространённое. Причём пещерные обители появлялись не только там где
были гонения на христиан и верующим приходилось скрываться от посторонних глаз.
Подчас сама природа создавала идеальные пространства для уединения и молитв, как
например пещеры инкерманского монастыря в Крыму, или меловые скалы, внутри
которых зародилась когда то Святогорская Лавра. Быть может и архызский лик был когда
то фреской древнего пещерного храма, кто знает? Это бы и объясняло то, что
изображение смогло сохраниться так долго.
Владимир Кузнецов рассказывает: «Икона уцелела только благодаря тому, что над ней,
скала нависает, примерно метра на полтора два козырёк, а икона оказывается под
козырьком. Иначе красочный слой смыло бы». Что же касается датировки архызского
лика, возможно древнюю икону подновили не туристы, а монахи располагавшегося внизу
Александро – Афонского монастыря. Подробный компьютерный анализ фотографии лика
позволил обнаружить на нём два участка выделявшихся интенсивностью окраски.
Дальнейшие исследования показали наличия на них двух слоёв краски в отличии от
основного изображения нанесённого в один слой. Изучение красок верхнего слоя
позволяет говорить о позднейших не ранее второй половины 19-го века обновлениях этих
участков иконы. В то время как основное изображение выполнено с помощью красителей
применявшихся с древнейших времён.
Анатолий Варченко рассказывает: «Краски древние, краски взятые из природы, а природа
живая, т.е. всё зависит от влажности, от угла света. Сейчас её немножко
подреставрировали, лик более заметен стал. Немножко чуть-чуть под изуродовали».
Кстати наличие позднейших подновлений лика может объяснить и факт нахождения на
иконе щетинки от кисти, всохшейся в мазок краски.
Ну что ж, подведём итоги наших поисков. Так кто и когда по мнению специалистов
создал архызское чудо? Андрей Пинкин считает: «Значит большинство учёных склоняется
к тому, что образ этот написан во времена строительства храмов. Речь идёт о 10 – 12
веках». Анатолий Варченко считает: «Я знаю что он был написан в средневековье 9 – 10
век. Просто много попутных фактов было с поиском этого лика, которые нам подсказали
что это так». Евгений Субтельный считает: «Это наскальная икона которая была
выполнена человеком. Я думаю следует отнести эту икону ко времени 10 – 14 век.
Склоняюсь к мнению, что это оригинальное произведение именно древних алан».
Валентин Сапунов считает: «Ну конечно это одна из первых христианских общин, которая
вынесла учение Христа вот в этот район Северного Кавказа. Это среднее средневековье
получается. Ориентировочно это примерно 9 век». Владимир Кузнецов считает: «Нижний
Архыз-это какое то особое место. В Нижнем Архызе наскальная икона. Она единственная
в нашем государстве. Единственная у нас в Российской Федерации и на всю нашу страну,
включая теперь и Крым. И в Крыму нет таких икон». Но даже сам факт существования
такой уникальной реликвии уже своего рода дар свыше. И на этой мысли мы предлагаем
примириться сторонникам мистической и научной теорий происхождения архызского
лика.
P.S. Уже уезжая, мы узнали от местных жителей ещё одну легенду. Будто где-то в этих
горах на противоположной стороне хребта, скрыт ещё и лик Богоматери. Но он пока ещё
не явлен широкой общественности. Должно быть время ещё не пришло.
Член Русского географического общества ( РГО ) города Армавира Фролов Сергей
Категория: Мои статьи | Добавил: alex (26.07.2018)
Просмотров: 364 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar