В поисках сокровищ Митридата2
Но что же митридатова амазонка делала в Фанагории? Возможно ключ к разгадке, то
самое сгоревшее судно. Как мог сгореть античный боевой корабль? Неосторожное
обращение с огнём? Маловероятно. Пожар скорее всего успели бы потушить. Может быть
виной всему знаменитый античный лазер, гигантские зеркала, якобы фокусировавшие
солнечные лучи и поджигавшие корабли на расстоянии. Про подобный агрегат давно уже
ходят легенды. Молва приписывает это изобретение Архимеду, но уж он в Фанагории
точно не был. Но вот что важно. Это был боевой корабль. Вспомним к примеру каким
образом окончился боевой путь первого русского военного корабля «Орёл». Во время
восстания Степана Разина он был сожжён прямо в астраханском порту.
Что если в древней Фанагории тоже вспыхнул бунт? Античные историки эту догадку
подтверждают. Римский историк Аппиан в своём сочинении «Митридатовы войны»
рассказывает следующее: В 63 году до н.э. в Фанагории случилось восстание. Жители
подожгли акрополь, где находились дети Митридата. Узнав об этом, Гипсикратия с
отрядом поспешила на помощь, возможно на том самом корабле, но силы оказались не
равны. В итоге корабль сожгли, а царских детей взяли в плен и впоследствии выдали
римлянам.
Владимир Кузнецов рассказывает: «Сколько работал в Фанагории, а я там работаю
больше сорока лет, я никогда не знал где находится акрополь. Мы его искали, не могли
найти. Потому что это место выделяющееся всегда, либо холм какой – то, либо
укреплённое место. По иронии судьбы оказалось, что я всю жизнь работаю на акрополе.
Вот сколько я работал там, я всё время практически работал на территории акрополя и
понять мы это смогли потому что в один момент мы нашли очень большое здание,
которое сгорело при сильном пожаре. Здание огромное, мы его до сих пор не исследовали
до конца. Сильный пожар, датируется примерно монетами первого века до н.э. и понять
что это такое невозможно абсолютно. Но потом при помощи скажем так внимательного
анализа монет, которые мы нашли в огромном количестве в этом здании, мы пришли к
выводу, что это здание, которое погибло в пожаре в 63 году до н.э. А раз так, значит мы
находимся на акрополе. А раз так, это здание резиденция царя Митридата, в котором
находились его дети. И стало это всё выстраиваться в очень интересную картинку».
Почему Гипсикратия примчалась во взбунтовавшийся город? Спасти царских детей,
матерью которых она кстати не была, это были отпрыски Митридата от предыдущих жён.
Возможно. Однако не исключено, что попутно она хотела спасти ещё и какие – то
материальные ценности. Может быть золото Митридата? Его кстати ищут именно в
Фанагории уже не одно столетие.
Сокровища в этих краях начали ещё искать при Александре I. В 1822 году здесь раскопали
большой курган, внутри оказался богатый клад античных времён. После этого к
фанагорийским курганам толпой «потекли» кладоискатели. Их стараниями был нанесён
колоссальный ущерб местным культурным памятникам. Ведь каждый год, любители
древностей сравнивали с землёй с десяток бесценных для науки курганов. При
Александре II раскопками в Фанагории наконец занялись учёные, в частности знаменитый
историк Иван Забелин, но и его методы были далеки от совершенства.
Владимир Кузнецов рассказывает: «Иван Егорович Забелин специалист по русской
истории и работал в Государственном музее нашем историческом, был очень
заслуженным, уважаемым человеком. Но как археолог и как специально археолог
античности он был не просто ноль, он нанёс огромный ущерб нам, потому что к
несчастью, он копал как раз акрополь. Раскопки вёл он очень просто. Нанимались
солдаты, они прокапывали траншеи, шириной скажем два – три метра, даже больше
иногда, четыре – пять метров и прямо до материка, до песка всё сносили. На тачки
грузили и вывозили, выбрасывали в отвал. Т.е. в процессе если что – то находили, монету
например, терракотовые статуэтки или какие – то расписные черепочки, они всё это
брали, но это всё было бессистемно. Вещь во время раскопок имеет ценность и значение
прежде всего когда она найдена на своём месте, потому что она находится не просто в
земле, но и внутри конкретного культурного слоя и имеет конкретную дату и относится к
каким – то конкретным строительным остаткам. В этом смысл и значение. А то, что это
красивый сосуд, золотая монета – это второе. Первое – это точная фиксация предмета. Вот
он этого не делал. Значит предметы теряют ценность сразу же, они становятся
беспаспортными. Это уже не важно где оно найдено и на какой именно глубине, теряется
всё. Это первое. Во вторых это бессмысленное уничтожение культурного слоя. А
поскольку это самый центр города, это цитадель, акрополь, здесь сосредоточены
общественные здания, вся политическая жизнь и все основные храмы может быть, то
ущерб становится ещё более чувствительным и поэтому этот человек нанёс очень
серьёзный ущерб».
В последствии за дело всё же взялись профессионалы и сегодня благодаря археологам,
древняя Фанагория открывает всё новые и новые грани. Её окрестности уже довольно
хорошо исследованы, но ни могилы Митридата, ни его золотых коней там не нашли.
Похоже искать следы легендарного понтийского царя следует не в Фанагории, а где то
ещё.
У Митридата VI было несколько имён. Например: Дионис в честь греческого бога или
просто Великий, ну вполне себе скромно. Легенда гласит, что когда ещё будущий царь
Понта лежал в колыбели, в неё ударила молния. Колыбель загорелась, но младенец
остался невредим. Так вот в память об этом событии у правителя на лбу остался шрам.
Вот откуда взялся Гарри Поттер с его шрамом на лбу в виде молнии. И всё же если
серьёзно, пока не совсем понятно в каком именно направлении нам продолжать свои
поиски. Казалось бы вот она память о Митридате Евпаторе, на карте современного Крыма.
Город Евпатория, но нет, ехать туда нет никакого смысла. Выясняется, что к Митридату
город отношения никакого вообще не имеет. Есть правда версия, что здесь когда то была
основана крепость сподвижниками легендарного царя, но совершенно точно известно, что
находившееся на этом месте греческое поселение называлось Керкинитида. Упоминание
об этом есть у Геродота в его истории. Позже крымские татары основали здесь город
Кезлев, в переводе «родник». А когда Крым вошёл в состав России, город переименовали
в Козлов, но потом всё таки спохватились, город Козлов не слишком звучит
привлекательно для туристов и Козлов стал Евпаторией.
По всей видимости Евпатория была названа в честь античного царя по принципу
благозвучия и политического подтекста. Желание подчеркнуть античной, а не татарской
традиции. Евпатория переводится как «рождённая благородным отцом», хотя не очень
понятно о каком благородном отце в данном случае идёт речь? А Вот Митридат звался
Евпатором совершенно заслужено. В роду Митридата были сплошь легендарные цари
Категория: Мои статьи | Добавил: alex (20.11.2018)
Просмотров: 350 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar